По мнению комиссара Совета Европы по правам человека Нилса Муйжниекса, правовые нормы следует пересмотреть таким образом, чтобы участники мирных демонстраций не подвергались «неадекватному силовому воздействию» и не подпадали под уголовную ответственность.
«Право на мирные собрания, закрепленное в ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека, есть фундаментальное право и одна из основ демократического общества», — так начинается доклад, подготовленный Нилсом Муйжниексом. Он ссылается и на ст. 31 Конституции РФ, в которой также зафиксировано право граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
За отправную точку и своеобразный эталон комиссар Совета Европы взял федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — закон о митингах), вступивший в силу 19 июня 2004 года. В целом он, по оценке Нилса Муйжниекса, соответствовал общепризнанным принципам и нормам международного права. Прежде всего документ позволял гражданам собираться практически в любом удобном для них месте и не подвергал их угрозе преследования. Кроме того, он исключал возможность отказа со стороны властей в проведении заранее запланированного публичного мероприятия.
Такого понятия, как «получить разрешение», в законе не было, он лишь предписывал заранее — не раньше чем за 15 и не позже чем за 10 дней — уведомлять местную администрацию о времени и месте проведения митинга.
Впрочем, уже тогда Европейская комиссия за демократию через право (так называемая Венецианская комиссия) подвергла критике это положение о предварительном уведомлении.
Journal information