Как так получается, что в России экономикой больше увлечены поэты да писатели?
Ведущая Татьяна Толстая спрашивает, как можно обойтись без наемного труда. Кирилл говорит о кооперации.
такое кооперация, в России мало кто знает. Несмотря на то, что многие в течение жизни состояли не в одном кооперативе - райпо, садово-дачном, гаражном, жилищно-строительном. Несмотря на то, что многие положительно относились к развитию кооперации во времена НЭПа. Несмотря на то, что в СССР было полно учебных заведений Центросоюза, выпускавших профессиональных организаторов кооперативного движения.
Это удивительно! Удивительно и то, что потомок Чернышевского, учитель, нынче директор дома-музея своего предка, так и не прочел дамский роман "Что делать?" ( "не осилил", по его собственному признанию). Я эту книжку прочла трижды. Последний раз - года три назад. Ленин писал: " Эта книжка всего меня перепахала".
Якобы Чернышевский призвал в этой книге Русь к топору. Я этих призывов что-то не обнаружила. Может, разные Чернышевские бывают?
Так как же кооперативу, гипотетически состоящему из друзей Кирилла, обойтись без наемного труда?
"А ночного сторожа наймете? Вашу репу сторожить!"- вопрошает Толстая.
Кирилл в замешательстве. Вопрос энергично повторен несколько раз.
"Да," - наконец решился ответить Кирилл. Сторож, мол, все равно не будет наемным рабочим. Он будет членом кооператива, будет принимать участие в собраниях, т.е. в управлении.
" А ему неинтересно в ваших собраниях участвовать! Он просто есть хочет и больше ничего! Так возьмете его сторожем?" - не унимается Толстая.
"Нет!" - решительно ответил Кирилл.
"Почему же?" - Толстая ищет заявленной ранее социальной справедливости.
И вот тут Кирилл как-то не дожал. Может, времени не хватило ( передача заканчивалась).
Но я бы ответила так: " Не хочет быть одним из нас - значит, злонамерен. Значит, всю нашу репу сопрет!"
Одной человеческой жизни в России не хватает, чтобы сделать хотя бы один жизнеспособный кооператив. Я, конечно, знаю, отчего так. Я трижды начинала... Я ведь не только Московский кооперативный институт закончила. Меня тоже идеи Оуэна "перепахали" еще в детстве. Я совершенно солидаристка.
Удивительно, что выпускники МКИ не проявляются как носители кооперативной идеи, как солидаристы. Нынче, наверное, не преподают даже историю кооперативного движения. А уж о практике и не помышляют!
Journal information