
Любовь – это не блажь, а биологическая необходимость.
Биологи из Института орнитологии, поведенческой экологии и эволюционной генетики им. Макса Планка (Германия) провели изящный эксперимент на птицах (для таких экспериментов на Homo sapiens, увы – или не увы – есть этические препятствия). Исследовали зебровых амадин – птиц, которые по своему брачному поведению удивительно похожи на людей: они моногамны, выбирают одного партнера на всю жизнь, причем самец вместе с самкой ухаживает за птенцами.
Авторы устроили серию «быстрых свиданий» – самки свободно выбрали самцов. Как только предпочтения определились, половину парочек ученые оставили в покое, а остальных разлучили, как Ромео и Джульетту, и навязали каждому другого партнера. После этого уже все птичьи пары оставили спокойно предаваться радостям супружества, чтобы затем подсчитать, у кого как обстоит дело с размножением.
Результат поразил черствые сердца орнитологов-разлучников: у тех пар, которые сами выбрали друг друга, в целом выжило на 37% больше птенцов. В гнездах пар, сформированных насильственно, оказалось в три раза больше неоплодотворенных яиц, чем у тех, кто соединился по любви, большее количество яиц было потеряно или закопано и заметно больше птенцов погибли уже после того, как вылупились. Основная часть этих смертей произошла в первые 48 часов жизни птенцов – критический период у птиц, когда все решает качество родительской заботы. Именно в этот период «невыбранные» папаши-амадины были заметно менее усердны в выполнении своих отцовских обязанностей.
И не только в яйцах дело. Орнитологи заметили разницу и в брачном поведении птиц. «Невыбранные» самцы были так же внимательны к навязанным им супругам, как и «выбранные» к своим, зато самки в насильственных браках оказались гораздо менее благосклонны к их ухаживаниям и реже соглашались на секс. В искусственно сформированных парах также был высок уровень неверности (причем с ходом времени самцы изменяли только больше).
Авторы исследования заключили, что у зебровых амадин все решают индивидуальные вкусы. Разным самкам нравятся разные самцы – скорее всего, те, которые лучше всего подходят им генетически. Самку стимулирует индивидуальная привлекательность самца именно для нее, это делает возможным успешное оплодотворение и повышает отцовский вклад на период заботы о птенцах. Все это вместе увеличивает шансы пары на то, что у них будет много здоровых потомков и их гены передадутся следующим поколениям.
Возвращаясь к людям, авторы говорят, что вся наша, человеческая, история с романтической любовью, ухаживаниями, свиданиями, – это примерно то же самое: эволюционно выработанный механизм поиска максимально подходящего брачного партнера. Такой энергозатратный механизм понадобился из-за долгого периода беспомощности человеческих детенышей, которые не выживут без заботы обоих родителей. Исследователи отмечают, что их данные по амадинам совпадают с данными о браках по любви и «устроенных» браках в человеческих обществах.
(www.sncmedia.ru/love/eksperiment-pokaza
Journal information