guslyanka (guslyanka) wrote,
guslyanka
guslyanka

От вече - к нищете


И.Куликов.Базар с баранками. 1910

Древние греки подметили движение от лучшего к плохому. Неумолимость процесса маскировали высокими устремлениями к всеобщему благоденствию и трудностями переходного периода - мол, зато будущие поколения будут жить при коммунизме! Впрочем, толкатели позитивистских лозунгов в нем реально жили и закусывали шампанское икрой. И не носили лапти фабрики "Скороход".
Носили лапти рядовые строители светлого будущего. А в лаптях, знамо, далеко не уйдешь. К тому же у лаптей изначально было другое применение: не ходить, а лежать - в гробу.

"Лапти сплёл, да и концы схоронил."
"Поменял сапоги на лапти."
"Сегодня гули да гули, а завтра в лапти обули."

В раскопах древних русских городищ археологи лаптей не встречали, зато кладбища и захоронения являют покойников сплошь в лаптях. Новгородская глина их хорошо сохранила. Как и берестяные грамоты.

А.В.Арциховский, подводя итог первым десятилетиям наблюдений в Новгороде, писал: "Вообще в Новгороде при всех раскопках и земляных работах кожаная обувь попадается часто… Любопытно полное отсутствие в новгородских археологических материалах лаптей (а лыко вообще сохраняется в новгородских слоях хорошо, и куски его встречаются часто). Очевидно, лапотников в Новгороде не было даже среди бедняков".

Вот и Сергий Радонежский ходил в самодельных кожаных тапочках - которые сохранились!
На один лапоть надо несколько метров бересты или лыка, а снашивались за неделю. Кожаная обувь ручной работы служит десятилетиями. Да и недостатка кожи у русских не было - скотину держал всякий.

Г.Г.Громов, один из немногих историков и этнографов, кто скептически высказывался об использовании лаптей в средневековой деревне, считает, что "как типичная черта крестьянской одежды они (лапти) появляются лишь в источниках XVII века Это не значит, что лапти не были известны населению Руси с глубокой древности. Они зафиксированы археологами. Но обувь эта была скорее дополнительной, предназначенной для особых случаев… этнографические наблюдения автора в Новгородской, Костромской, Архангельской областях говорят о том же: лапти знали и употребляли на покосе, на пашне, в работах на скотном дворе. Но основной обувью крестьян была кожаная". Впрочем, кожаную обувь берегли, потому в лапти обувались на покосе, пашне, гумне.

В течение XVI века и позднее цены на кожу и кожаные обувные изделия постоянно возрастали. В это время, по наблюдениям историка А.Г.Манькова, монастыри старались закупать не готовую обувь, а кожи и полуфабрикаты для самостоятельного пошива изделий, особенно сапог - самой дорогой обувной продукции. Уже во второй половине XVI-XVII веков можно было купить до 48 пар лаптей вместо одних сапог. В 1838 году на Нижегородской ярмарке лапти стоили 3 копейки, грубые крестьянские сапоги 5-6 рублей.

Позже заезжие иностранцы видели русских крестьян исключительно в лаптях. Народ окончательно обнищал.
Отсутствие вече вовсе не гарантирует сапог.
Subscribe
promo guslyanka october 7, 2014 22:05 49
Buy for 30 tokens
У России есть сердце. Троице-Сергиева лавра. А в сердце-лавре есть душа - Троицкий собор. И в этой душе-соборе есть святая святых - мерцающая серебром, окруженная горящими лампадами рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского. С утра до вечера в соборе повторяется одна и та же растянутая в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments