
Стадное чувство существует. И у него свой закон - пяти процентов.
Есть такое понятие как автосинхронизация. Если в какой-то общности 5% совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять.
Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.
Вританские ученые поставили эксперимент: в большой зал пригласили людей и дали им задание перемещаться по своему разумению. А некоторым давали четко определенное задание, как именно двигаться и когда. Таким образом было экспериментально подтверждено, что 5% человек перемещающихся с определенной целью могут заставить всё множество двигаться в том же направлении.
Для автосинхронизации необходимо, чтобы множество неких объектов обладали хотя бы отчасти идентичным информационно-алгоритмическим состоянием u находились в условиях, допускающих информационный обмен между ними — хотя бы безадресный, циркулярный. При этом быстродействие их по реакции на прохождение информации, идентичной для всех них, должно быть достаточно высоким.
Подобный эксперимент может провести каждый. Достаточно прийти на концерт с компанией друзей и начать синхронно хлопать в те моменты, когда вам это хочется и весь зал будет за вами повторять.
Запуск таких процессов возможен только тогда, когда люди находятся в состоянии неосознанности своих действий, целей и причины, то есть когда уровень личной дисциплины, осознанности, контроля очень низок. А это уже бесструктурное управление, когда не надо каждому говорить, что он должен делать и как: хватит 5% процентов, которые запустят процесс автосинхронизации.
Законом пяти процентов пользуются и в корыстных целях, запуская слухи, например, что через пару дней исчезнут какие-то товары. И 5% испугавшихся и побежавших покупать эти товары хватит для того, чтобы всколыхнуть остальных, и через некоторое время полки действительно станут пустыми. 5% процентов провокаторов хватит, чтобы мирный митинг превратился в массовое побоище.
Journal information