Что там было в советской конституции написано, уже и неинтересно. Но практика известна. Репрессии за уклонение от вступления в колхоз и предварительная зачистка шибко умного крестьянства.
1929 год - год Великого перелома. Через двенадцать лет после октябрьской социалистической революции. Имеют ли советские колхозы отношение к сельскохозяйственной кооперации? Отнюдь. Это вроде концлагерей или невольных поселений. Или неокрепостное право не выдавать крестьянам паспортов - в Европе 20 века! Кажется, только в 1974 году советские крестьяне стали получать паспорта. А колхозная пенсия к тому времени составляла 12 рублей. Промышленные рабочие получали максимальную пенсию в 130 рублей. Это все на фоне сторублевого советского инженера.
Советские профсоюзы начинались со студенческой скамьи. Можно было уклониться? Нет! В 17 лет - уже член профсоюза. Зачем советскому студенту профсоюз? Да и в трудовом коллективе большинству профсоюз не был нужен. Путевки на курорты выдавали очень узкому кругу работников. В постсоветской России профсоюзные деятели только и делали, что согласно кивали руководству, незаконно увольнявшему неугодных. Когда всех зачистили, очередь дошла и до профсоюзов. Ну и где они теперь?
А вот современная Конституция. Статья 30.
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
А никто теперь никого и не принуждает вступить в сельхозкооператив или профсоюз. Может, вот он, социализм? Наступил уже?
Journal information