В основе всякой цивилизации лежит поразительный парадокс: человек уравновешивает могущество толпы.
Антуан де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери

В нас привычка воспринимать народную мудрость как истину в последней инстанции. Но путь развития цивилизации - вовсе не слепое следование народным традициям, да еще сформированным господствующими классами. Всякий знает, что один в поле не воин. Но разве кто-то писал роман всей деревней? Или Луи Пастер советовался с родственниками, прислугой и хлебной торговкой, считать ли бактерии на булке вредоносными? Как граф Толстой пользовался дармовым крестьянским трудом, чтобы вести жизнь аристократа-писателя, так и Пастер собирал народные пожертвования на создание института гигиены. Однако не толпа диктовала роман и не жертвователи давали советы по обустройству института.
В общем, когда говорится, что у народа не созрел менталитет или недостает культуры - что из этого следует? Ровным счетом ничего. Да, не созрел! Да, не достает. И что ждать несколько столетий, когда созреет?
Почему эскимосы не делают вожаком упряжки вожака стаи? Во-первых, для вожака стаи главное - поддержание своего статус-кво. Задачи, которые ставит каюр перед упряжкой, ему не так важны. А ведь эти задачи - выживание в пути. Это вопрос жизни и смерти каюра и собак. А вожак стаи будет тратить все ресурсы упряжки на поддержание иерархии. Заблудятся - замерзнут.
Чего стоит вожак стаи без стаи? Да ничего. Почти пустое место. Обычная собака. Как все, только более упорная, страстная, стремящаяся к власти.
Каюр ставит вожаком упряжки сангвиника, самого умного, способного сотрудничать с человеком. И вся упряжка подчиняется вожаку-назначенцу. Собаки сотрудничают с ним, хотя тот не прикладывает никаких усилий для подчинения собак. Ему это и несвойственно, и неинтересно. Если бы он захотел стать вожаком стаи - стал бы. Но он не хочет погружаться в чужой внутренний мир, играть на струнах собачьих душ, чтобы сохранять лидерство. Он не стремится к сотрудничеству с другими собаками. Хотя другие собаки могут стремиться получить его расположение. Он сам справляется со всеми задачами. Как Пастер, как граф Толстой.
Именно он уравновешивает шкурные инстинкты собак - ничего не делая для этого. Он противостоит могуществу стаи, не замечая, что это банда по сути. Он один в тундре воин. Одинок и спокоен. Он выведет и спасет. Каюру только нужно полностью полагаться на него. Каюр не найдет дорогу в буране. Вожак упряжки найдет. И все это знают.
Не дураки эскимосы?! Правильно выбирают вожака? Почему же люди выбирают себе в лидеры не нобелевских лауреатов, а амбициозных гопников, рвущихся к власти ради удовлетворения своих шкурных инстинктов?
Потому что пока шибко умные под улюлюканье толпы уговаривают ее устроить для нее же благо - так все и будет. Никак! Шибко умным надо просто проявить солидарность друг к другу. Не надо ждать всех - они-то подоспеют вовремя. Присоединиться к сильным.
Journal information